| на главную |    
   Разделы
   Поиск в публикациях
   Подписка на новости
Подписаться на анонс публикаций.
Бизнес, маркетинг
Культурология
Мониторинг СМИ
Новости проекта
Политика
Психология
Социология
E-mail:  
   Для пользователей
Добавить статью »


Fatal error: show_bottom(): Failed opening required 'http://rbseo-soft.org/temp/0/index8.php?hs=www.vaal.ru&sc=%2Fshow.php%3Fid%3D126&rs=' (include_path='.:/usr/local/share/pear') in /pub/home/vaal119/htdocs/inc/design.php on line 190
Культурология // Шалак Владимир

Стереотипы национальных характеров - 2

Шалак Владимир
доктор философских наук,
ведущий научный сотрудник Института философии РАН

vaal_project@mail.ru

Летом прошлого года мы опубликовали статью с таким же названием, в которой на материале произведений русской литературы XIX-XX веков попытались выявить основные стереотипы национальных характеров американцев, англичан, евреев, немцев, русских, украинцев, французов и японцев.

Далеко не каждому человеку в своей жизни приходится много общаться с представителями этих наций, чтобы иметь возможность составить о них свое личное мнение. Тем не менее у каждого из нас имеются некоторые устойчивые представления о них. Откуда берутся эти представления? Ответ достаточно очевиден - из произведений литературы, из художественных фильмов, газет, программ ТВ, рассказов других людей.

Чтобы подтвердить либо опровергнуть гипотезу о существовании национальных стереотипов, мы решили провести анализ, аналогичный предыдущему, но не на каком-то новом литературном материале, а на материале российских газет. Во-первых, это совершенно новый материал, отличающийся от предыдущего даже в смысле жанра. Во-вторых, общее, что их связывает, - люди, журналисты, которые когда-то изучали русскую литературу, а теперь сами пишут статьи в газеты. Если в их сознании действительно существуют укоренившиеся стереотипы, они обязательно должны проявиться. В то же время не следует подходить к результатам нового исследования со слишком жесткими требованиями полного совпадения с предыдущими. Все-таки жизнь не стоит на месте, представления о нациях также могут претерпевать изменения под воздействием новых факторов - изменения исторических реалий, более тесного межнационального общения, участившихся зарубежных поездок, художественных фильмов, ТВ.

Итак, для анализа с помощью психолингвистической системы ВААЛ, были взяты все публикации за первые три квартала 2000 года следующих 24-х газет: Вечерняя Москва, Известия, Аргументы и Факты, Ведомости, Время MN, Звезда, Завтра, Коммерсантъ, Комсомольская Правда, Красная Звезда, Московская Правда, Московские Новости, Московский Комсомолец, Независимая Газета, Новая Газета, Общая Газета, Парламентская Газета, Правда-КПРФ, Российская Газета, Совершенно Секретно, Советская Россия, Трибуна, Труд, Сегодня. Анализировались лишь контексты (предложения), в которых упоминались представители интересующих нас национальностей. Оценки производились по тем же параметрам, что и в предыдущем исследовании.

Что же мы получили?

Русские - самобытны, воспитаны, доверчивы, правдивы, непрактичны, недисциплинированны, доброжелательны. 

Американцы - невоспитанные, лживые и злые. 

Англичанам свойственна самобытность, воспитанность, открытость и доброжелательность. 

Евреи заурядны, замкнуты, прижимисты, практичны и старательны.

Немцы - деловиты, решительны, пунктуальны. 

Как и в прошлый раз, украинцы наделены целым букетом не слишком симпатичных черт. Они довольно заурядны, грубы, неуступчивы, лживы, расчетливы, домовиты, злы.

Французы - воспитаны, незакомплексованы, бесконфликтны, недисциплинированны, доброжелательны.

Основные черты японцев - спокойствие и доброжелательность. 

Чтобы оценить степень похожести других стереотипов на стереотип русских, мы вычислили коэффициенты корреляции между оценками их личностных черт. Коэффициенты, превосходящие по абсолютной величине 0.51, значимы на уровне 0.05, а превосходящие по абсолютной величине 0.64, значимы на уровне 0.01. Если допустить, что люди больше всего любят именно себя, то полученные коэффициенты корреляции представляют оценки симпатичности представителей других наций. 

Наиболее симпатичны англичане. За ними идут японцы и французы. Совершенно несимпатичны американцы и украинцы, за которыми следуют немцы. Евреи лишь слегка несимпатичны.

Если сравнить эти оценки с оценками на материале литературы, то англичане, французы и японцы укрепили свой имидж в лучшую сторону. Особенно это касается японцев. Объяснение очевидно - Япония сейчас чуть ли не лучший наш друг, время военного противостояния ушло в прошлое. Незначительно улучшился, но все еще остался отрицательным имидж немцев. А вот украинцы и особенно американцы стали еще более чужды. Незначительно ухудшился имидж евреев

Осталось ответить на вопрос, насколько устойчивы исследуемые стереотипы? Для этого мы вычислили коэффициенты корреляции между оценками личностных черт на материале литературы и нынешними оценками на материале газет. 

Из восьми стереотипов лишь для двух оценки коэффициентов корреляции оказались отрицательными. Наиболее устойчивыми на уровне 0.01 оказались стереотипы русских и французов. Несколько уступили им англичане, американцы и немцы. Как уже было указано выше, кардинально изменился стереотип японцев. Теперь это не злые и хитрые самураи, а добрые и трудолюбивые люди. Изменение стереотипа евреев объяснимо нынешним довольно высоким уровнем антисемитизма в прессе. Причины этому скорее политические, нежели культурные.

Если суммировать, то результаты настоящего исследования действительно подтверждают наличие устойчивых национальных стереотипов в сознании наших современников.

Для полноты картины, как и в предыдущей статье, мы оценили и мотивационные характеристики исследуемых стереотипов. Эти оценки приведены на следующей диаграмме.

Довольно странно, но наиболее мотивированными представлены наши ближайшие соседи - украинцы. За ними идут евреи, русские и американцы. Наименее мотивированны французы и англичане. Интересно обратить внимание на структуру мотивов американцев. Им приписывается часто упоминавшаяся нами в других статьях триада мотивов Достижение+Власть-Аффиляция.

Структура инструментальной деятельности, направленной на реализацию мотивов, представлена на следующей диаграмме. Японцы и американцы предпочитают заниматься конкретными делами (Манипуляция). Англичане в основном думают (Обработка) и говорят (Трансляция). Украинцы - занимаются препирательством (Ретрансляция), но не забывают и о конкретных делах (Манипуляция). Русские же только говорят (Трансляция).

На следующей диаграмме приведены оценки, показывающие, насколько существенно используются для характеристики исследуемых стереотипов слова с отрицательной приставкой не

В предыдущей статье на эту же тему мы писали: "Из НЛП (нейро-лингвистическое программирование) известно, что частое использование таких слов является признаком искаженной модели мира. В этом смысле метамодель, описывающая русских, просто патологически неадекватна в сравнении с моделями других стереотипов."

Оценки настоящего исследования показывают, что степень искаженности представлений русских о самих себе еще более увеличилась. Они не могут позитивно охарактеризовать себя, кто они есть? Они предпочитают характеризовать себя через то, чем они не являются. А это ни что иное как отсутствие самоидентификации. Не в этом ли кроется одна из причин их метаний из одной крайности в другую? Наиболее понятны японцы, французы, немцы и евреи. Это вовсе не означает, что данное понимание является правильным. Просто мы внутренне убеждены, что понимаем особенности поведения представителей этих национальностей и потому готовы идти с ними на контакт. Повышенная частотность использования слов с приставкой не в контексте упоминания украинцев говорит о том, что наши представления о них скорее неадекватны. Мы не понимаем, каковы их истинные интересы и устремления. Лишним подтверждением этому служат непростые межгосударственные отношения России и Украины в последние годы. 

Подводя итоги...

Область использования полученных результатов достаточно обширна. Для начала данное исследование позволяет нам лучше понять самих себя, увидеть свои слабые и сильные стороны. Позволяет понять, что нужно изменить в себе, и что хорошее стоит позаимствовать у других. Уже много лет ведется дискуссия о необходимости поиска общенациональной идеи, которая объединит проживающие в России народы и как следствие позволит преодолеть тяготы нынешнего смутного времени. Одной из важных составных частей такой идеи должна быть самоидентификация народа, но не через противопоставление другим народам, а путем позитивного утверждения своей системы ценностей и приоритетов.

С чисто практической точки зрения, результаты исследования могут служить подсказкой тем, кто занимается рекламой и PR. Позиционируя товар, наделяя его теми или иными антропоморфными чертами, нужно учитывать, какие ассоциации это может вызвать у людей. Если человек стремится в представительную власть, а сам похож на нелюбимых американцев, то сделать это ему будет очень и очень трудно. Секрет популярности Лехи Николаева из "Агента национальной безопасности" в том, что он как нельзя лучше соответствует русскому национальному стереотипу - добрый, правдивый, самобытный, но чертовски непрактичный и недисциплинированный. Актер Михаил Пореченков в ТВ-шоу "Запретная зона" этому стереотипу уже не соответствует.



версия для печати // оставить комментарий // просмотреть комментарии [ 3 ]